Содержание
- 1. История развития татарской литературы
- 2. Литература Волжской Булгарии
- 3. Литература Золотой Орды
- 4. Литература Казанского ханства
- 5. Татарская литература ХХ века
- 6. Татарская книга
Важным проявлением самоидентификации любого народа считают его национальный язык и литературу. У татарской литературы – древняя история, как и у города Казани: от устного народного творчества до произведений современных писателей, поэтов и драматургов. В Татарстане и по всему миру издается множество книг на родном для татар языке, и даже не верится, что когда-то их переписывали от руки. Татарская литература дала миру имена Габдулла Тукай, Муса Джалиль, Наки Исанбет.
История развития татарской литературы
Многовековая история татарской литературы начинается с тюрко-татарских рукописных книг. Они были написаны арабским графическим письмом, переписывались сотнями экземпляров и распространялись среди татар, которые умели читать. Рукописной татарской книге более тысячи лет. Наиболее распространенными были тексты Корана, произведения духовной и учебной литературы. Рукописи, сохранившиеся до настоящего времени, выставлены в музеях Татарстана, России, Турции, Украины и других стран. Ими богаты библиотечные фонды Казани, Уфы, Санкт-Петербурга, Москвы, Астрахани, Тюмени.
Первым произведением оригинальной татарской литературы считаются стихи «Кыйсса-и Йосыф» («Сказание об Юсуфе»), написанные в жанре кисса и собранные в поэму. Их автором в 1233 году стал булгарский поэт Кул Гали. Исследователи, историки и филологи составили периодизацию становления и развития литературы татарского народа.
Основные периоды развития литературных процессов.
Литература Волжской Булгарии
Коренные жители города Казани и Татарстана в целом являются потомками людей, населявших государство волжско-камских булгар. Это была сильная, развитая страна. Уже в 922 году здесь действовали медресе, работали ученые и были распространены книги на арабском языке.
Большинство булгар были грамотными. Для письма использовались камни, береста, дощечки. В X веке появилась бумага, которую приобретали на арабских фабриках.
Население древней Казани могло учиться в медресе при мечетях, изучая разные языки Востока. Приняв ислам, булгары получили возможность знакомиться с литературными сокровищницами мусульманского мира.
Историки, поэты, богословы, писатели, врачеватели, населяющие Казань, обогащали мировую книжную сокровищницу. Сегодня известны их имена: Абу-л-Аля Хамид ибн Идрис ал-Булгари, Сулейман ал-Сувари, кадий Йакуб ибн Нугман, написавший «историю Булгара». Известные произведения периода X-XII столетий, созданные в Казани, – «Кисекбаш», «Джум-джума Султан», «Кыйсса-и Йосыф». Булгаро-татарская книжнописьменная традиция и книжная культура, зародившиеся на территории Казани, стали толчком к формированию татарской литературы.
Литература Золотой орды
Территория Казани в XIII-XVI веках была крупным рыночным центром. Город развивался в экономическом и литературном планах. Большая часть литературы представлена мусульманскими богословскими и религиозно-этическими трактатами: Махмуд Булгари «Нахдж ал-Фарадис» (1358), где автор излагает правила поведения для мусульман. Некоторые писатели и поэты (Саиф Сараи, Рабгузи) вплетали в свои произведения элементы фольклора, мифологии, истории, религии, наполняли их реалистичными деталями своего времени.
Основные литературные жанры:
Литература Казанского ханства
Казань стала центром Казанского ханства, основанного в 1438 году ордынским ханом Улу-Мухаммедом. Именно в этот период татарский народ стал развивать собственную культуру, науку и литературу. Расцвет государственности и культурного процветания Казани пришелся на XIV-XVI столетия. В фольклоре преобладали пословицы, загадки, поговорки, частушки, песни и баиты, напоминающие русские былины. Литература обогащалась произведениями суфийских поэтов. Казань была торговым и культурным центром. В ней все так же функционировали медресе. Литературные жанры в большинстве были представлены разными видами стихов.
Наиболее популярными были в начале XVI века произведения поэтов Гарифбека, Кула Шарифа, Мухаммедьяра. Казанью правил хан Мухаммед Эмин, написавший множество стихов и поэмы «Нури содур» («Свет сердец») и «Тухфаи мардан» («Дар мужей»).
В XVII столетии появились первые попытки создать татарский эпос. Писатели Казани пытаются писать реалистические произведения. Этот период дает татарской литературе знаменитых поэтов-лириков. В Казани и за ее пределами становятся известны имена Бакыргани, Ахмед Ясеви, Мавля Кулый. Их стихи воспевают праведную жизнь и благочестие. Тяжелые времена, которые переживает Казань и татарский народ, отражаются в поэзии Габди, Габдулманнана Муслюмова, Габдуссаляма Усаева.
Татарская литература XX века
В XVIII-XIX веках в Казани шла бойкая торговля со странами Востока, что повлияло на всю культуру татар. Появились писатели-прозаики, популярной стала тема приключений путешествий. Особый интерес вызывали рассказы, объединенные в серию «Маджмуг эль-хикаят». Их герои попадали в различные сложные ситуации, с помощью смекалки, ума и находчивости преодолевали серьезные трудности. Из авторов данного периода можно выделить Габдрахима Булгари-Утыза Имяни, Хибатуллу Салихова, Шамсутдина Заки, Габдельджаббара Кандалыя, Мифтахетдина Акмуллы, Мевле Холи, Ибатуллу Ишана.
В стремлении к развитию национальной культуры, в Казани постоянно открывались новые учебные заведения, были написаны многотомные труды по истории татар, грамматике татарского языка. По большей части такие произведения создавали муллы и ученые. Этот период знаменит появлением первых драматургов, писавших пьесы и сформировавших национальный татарский театр: Закир Гади, Гали Чукриджи, Мусса Джаруллах Биги.
В Казани на начало XX века было 14 типографий, в которых было напечатано более полутора миллионов экземпляров книг. Первый роман татарской литературы создал Муса Акегитов, автором театрального очерка «Бичаров Кыз» («Несчастная девочка) стал Кисамудин Муллу. Художественное мышление писателей Татарстана стало направленным на потребности современности, началась его европеизация.
Основателем нового татарского языка, свободного от чужих слов стал всемирно известный татарский поэт Габдулла Тукай. В своих стихах он раскрыл душу народа, рассказал о его мечтах и надеждах. Творчество Тукая перекликается с лирикой Гете, Шекспира, Лермонтова, Байрона. Живя в Казани, центре культуры, Габдулла Тукай тесно общался с людьми, знал все об их жизни. Его поэзия стала переплетением реализма, романтизма, экзистенциализма, суфизма, религии, фольклора. Стихи Тукая легко поймет ребенок, крестьянин, они будут интересны и образованному человеку.
Тукай осуществил переводы произведений европейских поэтов на татарский язык, стал первым литературным критиком, создавал учебники по чтению и родной литературе. Они впервые использовались на уроках в школах Казани. Великий писатель и поэт Тукай написал первые литературные сказки.
Литературные вечера Габдуллы Тукая в Казани переросли в настоящий театр. Произведения Тукая, поэта из Казани, доступны на ста языках, для людей всего мира. В своем творчестве и просветительской деятельности Тукай смог объединить лучшие литературные традиции Востока и Запада. За короткий срок жизни, всего лишь 26 лет, он внес неоценимый вклад в развитие не только татарской литературы, но и национального самосознания, самоопределения. Имя Габдуллы Тукая носит одна из улиц города Казань, о чем гласит мемориальная доска памяти.
Нет, наверное, в мире образованного человека, который бы не знал о Мусе Джалиле. Известный татарский поэт и писатель Мустафа Залилов, с детства жил в мире народных песен и сказок, которыми так славится фольклор его народа. Еще учась в школе, Джалиль начал писать стихи. После окончания МГУ, молодой поэт вернулся в Казань, где открылся оперный театр, и возглавил его литературный отдел. Джалиль обогатил татарскую литературу переводами произведений русских писателей-классиков.
В 1940 году писатель и поэт неожиданно выступил в роли драматурга – он написал пьесу «Золотоволосая», сюжетом для которой стала борьба булгарского народа против врагов-иноземцев. Театр оперы и балета Казани, который сейчас носит имя Мусы Джалиля, отчеканенное на мемориальной доске, впервые поставил этот спектакль в 1941 году.
Во время войны Муса Джалиль отказался от брони и стал военным корреспондентом, политруком. Попав в плен в 1942 году, вступил в легион «Идель-Урал» для ведения подпольной деятельности и подготовки восстания заключенных. Находясь на передовой и в лагере смерти, поэт Муса Джалиль писал прекрасные стихи не только о страшной реальности, но и о любви, родной Казани, татарской земле. Они остались в «Моабитской тетради», переведенной в наше время на 60 языков. Поэта и его соратников по подполью выдал провокатор. В конце августа 1944 года Муса Джалиль был расстрелян.
В 1956 году Мусе Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), а в 1957 году – Ленинская премия. Мемориальные знаки и памятники Джалилю есть не только в Казани, но и в Москве, где его именем названа улица, в Челябинске, Санкт-Петербурге, Нижнекамске и в других городах России.
Знаковая фигура для литературы Татарстана – Наки Исанбет. Известный татарский писатель, поэт, театральный критик, переводчик, ученый-фольклорист и филолог много сделал для родного народа, популяризировал его культуру. Его знают во всем мире как прозаика и драматурга, составителя татарских словарей. Исанбет жил и работал в Казани. Он писал произведения для детей и взрослых. Они стали известны и любимы далеко за пределами Казани.
В своем творчестве прозаику и лирику удалось гармонично переплести народный эпос, фольклор и собственное вдохновение. Его стихи стали народными песнями, а пьесы «Ходжа Насреддин», «Хиджрат» и другие постоянно присутствуют в репертуаре театра Казани и других городов России. Писатель и ученый Наки Исанбет оставил родному народу огромное творческое наследие: 30 пьес, стихи, переводы на татарский язык произведений Пушкина, Грибоедова, Шекспира, два тома фразеологического и четыре – толкового словарей, сборники устного народного творчества: загадок, пословиц, детского фольклора. В городе Казань имя Наки Исанбета носит одна из улиц, а дом, где он жил и работал, отмечен мемориальной доской.
Татарская книга
Казань всегда была культурным центром Татарстана. Здесь произошло зарождение национальной литературы. Сегодня татарский народ продолжает развивать родной язык, культурные традиции, обучая детей и познавая историю своего народа. Каждый современный писатель Казани и всего Татарстана продолжает пополнять сокровищницу татарской литературы интересными, важными и нужными произведениями на родном языке.
В интернет-магазине Баракат вы можете приобрести книги знаменитых татарских писателей, поэтов и драматургов для взрослых и детей с доставкой в Казань и любой населенный пункт России. Всегда в наличии бессмертные произведения классиков: Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Наки Исанбета.