Содержание
- 1. Краткая история арабской литературы
- 2. Взаимосвязь поэзии, истории и религии
- 3. Арабская поэзия
- 4. Обучение с помощью поэзии
- 5. Шифрование ценных сведений
- 6. Касыда
- 7. Арабская поэзия средних веков
- 8. Появление священного Корана
- 9. Арабская поэзия современности
Арабские народы – ценное звено мировой истории и цивилизации. Именно они основали, распространили и возвысили крупнейшую религию ислам. Успешные завоевательные походы послужили арабам для создания халифата на Аравийском полуострове, в большей части Африки, на территории Южной Европы. Это оказало значительное влияние на развитие традиций, культуры и искусства, в том числе, и литературы Ближнего Востока.
Краткая история арабской литературы
В арабской истории доисламского периода, Дней неведения, – множество пробелов. Есть сведения о литературе, существовавшей у бедуинов до рождения пророка Мухаммада. Язык арабских племен был богатым и разнообразным. Основным жанром литературы того времени была проза, тематика – восхваление племенного быта, любовь, героизм, безжалостная и одновременно прекрасная жизнь бедуинов в пустыне.
Зарождение арабской поэзии относят к VI веку. Именно в это время произошло формирование основополагающих стихотворных форм, хотя стихи сочинялись и раньше. Когда культурные традиции арабов начали приходить в упадок, ученые собирали произведения поэтов доисламского периода и составляли из них сборники – «диваны».
В истории развития арабской культуры и традиций поэзия играет важную роль. Она выполняла функцию передачи информации, обладавшей ценностью для арабов. Источником для зарождения арабской литературы послужила устная словесность племен, которые жили на территории Аравийского полуострова. Выходившие из уст древних поэтов произведения распространялись в народе и разносились представителями кочевых племен.
Поэзия арабского востока воспевала красоту окружающего мира, открывала мир личных чувств, рассказывала о любви известных пар: Меджнуна и Лейлы, Джамила и Бусайны. С приходом пророка Мухаммада и появлением Священной книги – Корана, изменения произошли не только в социальной обстановке, но и в культуре, литературе, лирике.
В VIII веке формирование арабской литературы происходило с участием выходцев из завоеванных территорий. Халифат стал местом появления народных традиций, познания истории своего народа. Здесь ученые создавали собственную теорию, метрику поэтических стилей, занимались переводом научных и культурных трудов древности на арабский с персидского и других языков. Обновленная поэзия предпочитала касыды – короткие стихотворения, написанные с учетом требований нового стиля.
Арабские поэты доисламского времени не слишком известны, но их стихи арабы знают и чтут, считая ценностями своей культуры. Это произведения Тарафы, Хариса ибн Хиллиза аль-Йашкури, Антары ибн Шаддада аль-Абси, Зухайра ибн Аби Сульмы и других. Имра аль-Кайса – знаменитый арабский лирик, являющийся автором касыды классической формы.
В сокровищнице древней арабской литературы были и прозаические произведения. Как правило, они не имели определенных авторов, считались народными. Их разнообразие и тематическая направленность ограничены рассказами о битвах, ораторскими речами, сказами о событиях, произошедших в арабской истории.
В XIII столетии появились сиры, напоминающие европейские рыцарские романы. Это жизнеописания на тему любви, героизма, героями которых выступают исторические или выдуманные персонажи. Во всем мире известна книга «1001 ночь», которая является сборником арабских сир, наиболее известная из которых – об Омаре ибн ан-Нумане. С упадком канонических традиций связано появление жанра дастана. В этих эпических произведениях обрабатываются сюжеты народных сказок, так любимых арабами. Дастаны писались в прозе, как романы, в стихах или имели комбинированную композицию.
Египет стал местом появления исторических романов. Арабская литература стала тесно связана с национальными литературными процессами Марокко, Алжира, Ливана, Йемена, Туниса, формированием направления исламского модернизма. Данное течение послужило развитию романтических, макамных романов.
Взаимосвязь поэзии, истории и религии
Наверное, не существует в мире другой литературы, кроме арабской, которая была бы так тесно переплетена с историей и традициями культуры своего народа. Ученый аль-Надим известен своим трудом «Фихрист». В нем собраны произведения представителей науки и искусства, которые был в наличии в то время: историков, богословов, юристов, поэтов, филологов, врачевателей и других. К сожалению, в первоначальном виде практически все книги были утрачены.
«Золотой век» характеризуется масштабным смешиванием культурно-исторических традиций мусульманских народов. Период становления и расцвета Османской империи привел арабскую культуру и язык к грани исчезновения. Лишь благодаря небольшой группе людей, приложивших все усилия, они были сохранены. Лишь в XIX столетии у арабов наступила эпоха Возрождения.
Симбиоз арабской литературы с религией очень прочный. Хоть доисламская поэзия и существует, началом расцвета большинства жанров искусства является период возникновения ислама. Священные тексты Корана считаются важными памятками литературы. Пришествие пророка Мухаммада стало началом создания нового арабского общества, в котором поэзии на религиозную тему уделялось особое внимание.
Факторы, оказавшие влияние на развитие арабской поэзии:
Арабская поэзия
Именно поэзии принадлежит ведущая роль в формировании и развитии арабской литературы. Ее становление начиналось с песенного творчества: детских колыбельных, трудовых, охотничьих песен. Их передавали через поколения. Существовали чтецы, которые запоминали стихи и песни, читали и пели их за плату, зарабатывая этим на жизнь.
В V—VII веках отмечается подъем арабской поэзии. Ее главными формами стали касыда, кыта, муката (аморфные фрагменты). Характерная черта поэзии в это время – монорим. Состав каждого стиха представлен одним предложением, являющимся самостоятельной смысловой эстетической единицей.
Арабы высоко ценили поэзию. Их произведения были гармоничными, имели определенный размер, рифму, конкретную цель. Стихотворения писались с конкретным смыслом. Поэтами называли лишь людей, имеющих высокий интеллект, мастерство, тонкий эстетический вкус, обладающих умением глубоко чувствовать. Целью стиха могло быть описание, похвала, осмеяние, выражение собственных чувств, признание в любви. Некоторые арабские поэты создавали уникальные произведения, демонстрирующие изысканный поэтический слог, выдающие удачную шутку, тревожащие разум слушателей и читателей.
Жанровое разнообразие арабской поэзии:
Обучение с помощью поэзии
Поэтические произведения использовались в качестве пособий для обучения. Большинство арабов были неграмотными. Чтобы облегчить запоминание нужных знаний, информация на арабском языке преподносилась в стихотворной форме. На сегодняшний день известно не так много древних обучающих текстов, например, «Азбука», созданная бин Маликом, и «Система» аль-Шатби – пособие для изучения Корана.
Целью лучших арабских поэтов была не только передача чувств и ощущений. Их поэзия содержала важные знания, которые предназначались будущим поколениям. Стихотворения для обучения – это не лирика, так как не передают «Я» поэта. Но они являются весомым вкладом в литературу, благодаря скрупулезной организации, составлению рифм для легкого запоминания. Востоковеды определяют образовательные стихи в отдельный класс поэзии арабского народа.
Шифрование ценных сведений
Арабские поэты часто использовали криптографию и тайнопись в своих произведениях. Такие стихотворения носили название «слепые». Обычные тексты трансформировались в тайные послания. Расшифровать их мог только адресат или человек, владеющий особым ключом к шифру. Для ранних поэтов свойственно было шифровать признания в любви, приглашения на романтическую встречу. Кроме конкретной женщины никто не мог понять смысла стиха, видя в нем лишь бред и неразбериху.
Любовные стихотворения арабских авторов были довольно специфическим явлением в литературе. Они служили отражением темперамента, характера, самой сущности арабов. Для них любовь являлась сокровенной тайной, скрытой от чужих глаз и ушей. О личных чувствах нужно говорить очень тихо и недоступно для других.
Касыда
В VIII-IX веках арабские поэты писали крупные по объему поэтические произведения, соответствующие установленной форме, которая называлась касыда. Своеобразная поэма состоит из множества двустиший – бейтов. Существует легенда, согласно которой она была впервые написана арабским поэтом Мольхалем, чтобы сохранить память об ушедшем из жизни брате – Колейбе. В произведениях данного жанра рассказывается о жизни арабов-кочевников.
Каждая касыда имеет определенную цель и построена на ярких образах. Поэзия может прославлять природу, самого поэта, женскую красоту, порицать недостойные поступки и др. В XI-XII столетиях касыды приобрели философское содержание. Стихотворения этого вида стали возможностью высказать раздумья, осмыслить важные события, дать оценку деяниям исторических персон. Касыды – любимый жанр многих арабских и персидских поэтов. Их писали Абуль-Ала аль-Маари, Абу Абдуллах Джафар ибн Мухаммад Рудаки, Алишер Навои, Низами Гянджеви и многие другие.
Касыда – наиболее устойчивая форма арабской поэзии. Сколько ни пытались ее реформировать, но жанр оставался в первоначальном виде. Даже сейчас ближневосточные поэты пишут в многовековой поэтической форме. В европейской, испанской литературе ее использовал для создания своих произведений Федерико Гарсиа Лорка.
Композиционные особенности касыды
Важнейший признак для данного жанра – композиция. Для некоторых исследователей структура касыды состоит из трех частей: насиба, васифа (основного содержания), мадха – концовки с воспеванием некой личности. Но все же более распространенной считается пятичастная композиция, состоящая из:
Арабская поэзия средних веков
До XVIII столетия арабские поэты четко соблюдали установленную сферу жанров поэзии: касыды, кыта, газель. В VII–VIII веках арабские культурные традиции распространились на территорию Сирии, Ирака, Египта, Средней Азии, Магриба, Испании. Произведения поэта считались ценными для литературы лишь при их строгом соответствии установленным «классическим» образцам. Культура и образ жизни арабов менялись, так как появилась новая религия.
В результате смешения народностей на территории халифата, арабская поэзия, как и литература в целом, значительно обогатилась новыми идеями, тематикой, накопила ценности местных жителей. Аббасидская эпоха перевела ее в разряд арабоязычной. Вектор поэтического превосходства постоянно смещается в восточном и западном направлениях по мере появления одаренных поэтов в этих частях света.
После создания Корана в жанре поэзии начинается кризис, продлившийся до воцарения омейядской династии на территориях Ирака и Сирии. Правители покровительствовали придворным чтецам аль-Ахталю, аль-Фараздаку, Джариру, которые воспевали их лучшие качества. Схемы и каноны поэзии заметно ограничивали отражение реальности в произведениях арабских авторов.
В период Средневековья стали популярны стихи многих авторов, предпочитающих творить в определенной тематике. Любовная поэзия была подвластна перу Абу Рабиа, аль-Ахваси халифа Валида ІІ, застольная – Абу Нуваса. После разгрома халифата в литературе и поэзии появились новые темы, способы выразительности. Комедийными и хвалебными касыдами прославился Абу ат-Тайиб аль-Мутанабби. В его поэзии использованы оригинальные стилистические декорации, глубокие метафоры, мощные гиперболы, уникальные ассоциации. Его последователем стал поэт из Сирии аль-Маари, усовершенствовавший методы сложения стихов, создавший сложное двойное рифмование.
IX-X века стали популярны рубаи – стихотворения новой формы. В каждом из четверостиший заключалось философское рассуждение. В этой технике создана поэзия Омара Хайяма, Хейрана-Ханума, Захириддина Бабура, Мехсети Гянджеви, Абу Абдаллаха Рудаки, Амджада Хайдерабади и других. Оригинальные поэтические шедевры невозможно в точности перевести на другие языки из-за уникальности ритмического рисунка.
Средневековая поэзия поражает множеством жанров. Творцами любовной лирики были мединец Омар ибн Абу Рабиа и аль-Муляввах, известный в легендарных преданиях под прозвищем Меджнун. Известна также философско-аскетическая поэзия Абу-ал-Атахии, суфийская – Ибн аль-Фарида, Ибн аль-Араби.
Появление священного Корана
На закате доисламского периода, перед пришествием пророка Мухаммада, мыслящие люди начали выражать недовольство кочевым способом жизни и массой неудобств, суеверий. Появление и продвижение новой религии остановило процессы создания поэзии и литературы в целом. Происходило вытеснение традиционных ценностей и их замещение обновленными религиозными идеалами. Просвещенные люди, а среди них и поэты, стремились к посланнику Аллаха, чтобы слышать божественные откровения. Когда пророк покинул этот мир, появилась необходимость запечатлеть явленные ему откровения. Собрание их в письменном виде и стало Священным Кораном.
Первые суры отличают максимальная скрупулезность и точность фиксации Божественного слова. Древние ученые считали их не слишком ясными, с размытым смыслом. В наше время также ведутся расшифровка и поиски подробных пояснений к сложным образам и метафорам Корана. Арабская литература имеет несколько ответвлений, появившихся в связи с необходимостью разъяснительных комментариев к Священной Книге, как и грамматика с лексикографией.
Первый представитель письменности на арабском языке – Коран. Он оказал влияние на всю арабскую историю, литературу: прозу и поэзию. Действие Корана отлично видно в произведениях Кааба ибн Зухайра, Абу Зуайба аль-Бига аль-Джади, Хасана ибн Сабита.
Арабская поэзия современности
Современная арабская литература объединяет литературные произведения стран Ближнего Востока, которые объединены литературным языком, культурными и историческими ценностями, традициями. Многообразие школ и стилей не позволяет составить обобщенное представление об арабской поэзии конца XIX – начала ХХ столетия. Современный стих от Аббаса Махмуда аль-Аккаса, Ибрахима аль-Мазини, Махмуда Шукри – это вызов классическим формам и тематике. Их поэзия была попыткой интеграции европейских литературных тем, жанров и приемов в арабскую литературу.
Поэты Ливана занимали авангард стиля модерн в поэзии. Популярностью на Западе пользуется творчество Гибрана Кахлила Гибрана. Сейчас арабская поэзия эффективно экспериментирует с новыми и традиционными приемами. Стих стал сегодня более важным по содержанию, чем по форме. Поэзия Саудовской Аравии известна именами Хасан аль-Курайши, Тахир Замахшари, Махрум (Амир абд Аллах аль-Файсал). Их творчество несет лирическое и романтическое начало.
В поэзии Хасана Факи присутствуют философские и интроспективные мотивы. Самобытное богатое воображение Гази аль-Гозаиби ярко выражено в стихах на арабском и английском языках. Стилистическими, выразительными и композиционными возможностями модернистских течений пользуются даже приверженцы поэзии реализма. В модернизме себя пробовали поэты, чьи имена уже были довольно известны: Тауфик аль-Хаким, Иусуф Идрис, Нагиб Махфуз. В 90-е годы в поэзии активно используются стратегии постмодернизма.
Зарождение арабской поэзии произошло много веков назад. Ее развитие осуществлялось неравномерно, с взлетами и падениями. Но ближневосточные творцы чутко относились к культурной сокровищнице своего народа. Благодаря их стараниям, мы можем сегодня наслаждаться жемчужинами арабской литературы и ее особым даром – поэзией. Каждый писатель и поэт своим творчеством способствует наполнению колодца мирового искусства и культуры. Арабская поэзия продолжает расти, развиваться, создавая новые удивительные произведения, которые наполнены вековой мудростью Востока.